Страница 1 из 1

Агриппа

Добавлено: 26 мар 2017 01:13
Серафим
Изображение

Современники знали Агриппу (1486— 1535) преимущественно как чародея. С ранней юности за ним утвердилось имя «мага», хотя в своих серьёзных учениях он решительно восставал против «оперативной магии». Но эти его книги были мало кому доступны. Большинство считало его чародеем, и даже короли обращались к нему с просьбами о предсказаниях. О нём рассказывали удивительные вещи. Генрих Говард, граф Шерри, даровитый поэт, придворный Генриха VIII, короля английского, оплакивал смерть своей горячо любимой жены. Говард обратился к Агриппе с просьбой вызвать дух умершей. Чародей не отказался и показал Говарду лик его жены в магическом зеркале.
Во время пребывания Агриппы в Лувене один из учеников проник в его кабинет; там, пользуясь книгой магических заклинаний, он вызвал демона, и тот в ярости бросился на юношу и задушил его. В эту самую минуту Агриппа вернулся. Поняв, что ему грозит обвинение в убийстве, Агриппа немедленно приказал демону войти в тело убитого и, выйдя из дома, пойти на людную площадь. Там демон покинул тело, и оно пало на землю бездыханным. Честь Агриппы была спасена.
Рассказывали, что Агриппа однажды читал лекцию во Фрайбурге в десять часов утра, и в тот же самый час он начал чтение другой лекции в Понт-а-Муссоне, на расстоянии многих миль. Агриппе приписывали способность вычитывать на диске луны события, совершавшиеся во всех концах света, или получать о них сведения через своих домашних демонов.
Легенда об Агриппе с течением времени разрасталась. Франсуа Рабле изобразил своего современника в злой карикатуре в лице шарлатана. Сирано де Бержерак в одном из своих писем заставлял даже дух Агриппы творить чудеса.
Ознакомившись с биографией Агриппы, уже нельзя видеть в нём ни чародея, всю жизнь проводящего в общении с нечистой силой, ни только шарлатана, тридцать лет морочившего простой народ и королей хитрыми проделками и гнусными фокусами. Мы знаем теперь Агриппу - неутомимого правдолюбца, энциклопедически образованного учёного, бескомпромиссного мыслителя и язвительного полемиста. Ему принадлежат серьёзное сочинение «О недостоверности и тщете наук и искусств» (разбираются и критикуются все отрасли знаний того времени), сочинения «О благородстве и превосходстве женского пола», «О таинстве брака», «О трагичном пути и постижении Божества», «Опровержение языческого богословия». Наиболее выдающимся сочинением является «Сокровенная философия» (в трёх книгах).

Из статьи Валерия Брюсова «Быль и чудеса в середине XVI века»