Аскеза — инструмент на пути саморазвития

Аскети́зм — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, исполнении трудных обетов, порой включающих самоистязание
Аватара пользователя
Олеся
Древний чародей
Сообщения: 6021
Зарегистрирован: 01 мар 2017 20:54
Карма: + 250 -
Контактная информация:

Аскеза — инструмент на пути саморазвития

Непрочитанное сообщение Олеся » 21 фев 2018 07:11

Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?
Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:
питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
умеренные физические нагрузки,
паломничества,
нахождения только в благостных местах,
чистота тела и одежды,
простота,
ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.
Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.
Вложения
7057.oxrf9c.620.jpg
7057.oxrf9c.620.jpg (39.8 КБ) 2473 просмотра
Изображение

Аватара пользователя
Олеся
Древний чародей
Сообщения: 6021
Зарегистрирован: 01 мар 2017 20:54
Карма: + 250 -
Контактная информация:

Re: Аскеза — инструмент на пути саморазвития

Непрочитанное сообщение Олеся » 21 фев 2018 07:12

Аскезы Речи:
сатья (правдивость),
не критиковать,
не обсуждать,
не злословить,
не говорить плохо о ком-либо за спиной,
не перебивать,
не кричать,
не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
избегать споров,
не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».
Аскезы Ума:
контроль чувств и эмоций,
чтение Писаний и размышления,
джняна-йога,
самоанализ,
обуздание чувств,
усмирение гордыни,
покаяние (раскаяние),
почтительное отношение к людям,
проявление уважения и тому подобное.
Хочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.
Вложения
c20800a8014e279072f30f19372ebf19.jpg
c20800a8014e279072f30f19372ebf19.jpg (234.44 КБ) 2472 просмотра
Изображение

Аватара пользователя
Олеся
Древний чародей
Сообщения: 6021
Зарегистрирован: 01 мар 2017 20:54
Карма: + 250 -
Контактная информация:

Re: Аскеза — инструмент на пути саморазвития

Непрочитанное сообщение Олеся » 21 фев 2018 07:14

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Статья написана на основании реферата преподавателя йоги Марины Лысяк.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Аскеза»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей