Кто же появился на стадионе? Популярный артист, "звезда" современной музыки? Ошибаетесь! К микрофонам подходит низкорослый невзрачный человек с бегающими глазками, левый рукав серого костюма перехвачен красной повязкой с древним символом в белом круге... Место действия - Германия. Время - 30-е годы нашего века. Главный герой представления - Адольф Гитлер.
Фюрер был начисто лишен какого-то особого обаяния, однако миллионы людей шли за ним, и сотни тысяч из них действительно любили его - преданно, фанатично, больше, чем своих близких, больше, чем себя самих и свою жизнь... А сам Гитлер в своей книге "Майн кампф" высказал по отношению к своим поклонникам только одну мысль: "Толпа хочет, чтобы ей управляли".
Искусству "управления толпой" вождь третьего рейха посвящал внимание чуть ли не больше, чем управлению государством: для управления Германией у него был штат советников, а "толпу" он не мог доверить никому. Лучшие специалисты по ораторскому искусству и созданию того, что мы сейчас называем имиджем, были его учителями. Среди них были и специалисты по внушению - люди, в те времена называвшиеся "гипнотизерами", а сейчас предпочитающие более "наукообразное" название "суггестологи".

Краткие кадры хроники, мелькающие в наших фильмах об истории фашизма, очень мало говорят о подготовке к выступлениям и о самом способе "управления толпой"; обычно показывается (и то полунасмешливо) лишь ключевой момент: фюрер на трибуне бьется в истерике, толпа отвечает ему таким же истеричным "Хайль!" Между тем истерика на трибуне была точно рассчитана, ей предшествовала подготовка еще до начала выступления: ежедневное и ежечасное создание образа "великого вождя" в прессе, подготовка общей атмосферы выступления, выбор времени и места (ночь, темнота, огромное пространство, скопление людей, движимых одной целью, но не видящих друг друга...), даже задержка начала выступления. И, конечно же, само выступление: подготовленные для сознания "среднего обывателя" фразы подкреплялись жестами, паузами, сменой громкости и скорости речи; постепенно психологическое напряжение нарастало, и наконец ему давался запланированный выход - в яростной поддержке очередной идеи... А тем временем на подсознание действовали специальные эффекты - меняющийся по особой программе свет прожекторов, смутные формы клубов дыма, выхватываемые лучами, мерцающее пламя факелов, мерные ритмы маршей и барабанной дроби...
Пожалуй, это первый достоверно известный нам случай применения научно подготовленного внушения для воздействия на массовое сознание, когда личное ораторское искусство соединилось с техническими приемами воздействия на бессознательную сторону человеческого мышления. До этого все решала в основном предварительная пропаганда и личность самого выступающего; теперь же были опробованы (и с большим успехом) средства воздействия на человека, подавляющие его свободную волю. Впрочем, человек с сильной волей мог оставаться самим собой всегда и в любых условиях; но имеющий хоть малейшее желание подчиниться диктату становился послушным орудием чужой воли и мысли.
История развития средств внушения насчитывает тысячелетия. Первыми искусство гипноза освоили жрецы Древнего Египта и йоги Индии; в этих же странах впервые оценили влияние внешней обстановки на сознание больших масс людей и начали использовать различные ухищрения в храмовых действах: моральную "предварительную подготовку" интерьером и освещением храмов, голоса "ниоткуда и отовсюду", оптические эффекты, благовония с одурманивающими добавками, особую ритмику музыки, песнопений и танцев... Не забыта была и "индивидуальная" обработка - под гипнозом люди не только приобретали "чудесные способности", но и становились отличными и беспрекословными исполнителями воли "посвященных"...
Само слово "гипноз" ("гипнос") в переводе с греческого означает сон. Действительно, состояние загипнотизированного человека во многом напоминает сонное, точнее даже, "сомнамбулическое", подобное так называемому "лунатизму", когда люди способны ходить и совершать вполне осмысленные действия во сне, даже разговаривать, ничего не помня после пробуждения. Гипнотическое состояние и лунатизм сходны глубоким торможением деятельности мозга - действуют отдельные участки и практически полностью отсутствует волевой, сознательный контроль за действиями и обстановкой. В таком состоянии человек способен воспринимать информацию и даже выполнять полученные команды, но не в состоянии оценить их содержания. Восприимчивый к внушению человек даже после окончания сеанса гипноза воспринимает заданную ему программу действий как свои собственные мысли, более того - у него возникает настоятельная, непреодолимая потребность выполнить эту программу, иногда даже ценой собственной жизни. Человек действует как робот, для которого первым законом жизни, ее смыслом становится повиновение чужой воле.
Самостоятельно избавиться от такой программы довольно сложно, преодолеть силу внушения дано не каждому. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда программа приводит к необходимости выбора между ее исполнением и ломкой основных жизненных принципов. Если человек и в "обычной жизни", до внушения, был способен к самостоятельным волевым решениям, то в такой экстремальной ситуации он может воспользоваться "установками", заданными ему воспитанием и всей жизнью; человек же пассивный, привыкший "плыть по течению" и доверять решению других, просто бездумно подчинится приказу "изнутри".
Впрочем, в наше время многие люди добровольно отдают себя под воздействие гипнотизеров, принимают различные формы внушения и программы - из самых благих побуждений. Речь идет о тех, кто пользуется услугами психотерапевтов различного рода.
Всем памятны телевизионные сеансы доктора Кашпировского. Огромный успех, тысячи исцеленных, поток благодарственных телеграмм, горячие споры в прессе, миллионы сторонников и поклонников - и вдруг затишье, забытье... Даже гастрольные поездки по городам России уже не пользуются былой популярностью. В чем же дело? Почему такое чудесное начинание не получило широкой поддержки? Почему психотерапия не добилась официального признания и повсеместного распространения?
Все дело в самом механизме "исцеления". Психотерапевт воздействует не на сам организм, а на психику больного; и далеко не во всех случаях возможно разрекламированное "включение резервных возможностей человека", приводящее к ощутимым физиологическим последствиям, к действительному восстановлению пораженных органов и тканей. Гораздо чаще под влиянием внушения человек просто перестает воспринимать болевые сигналы организма, "не замечает" болезнь, которая продолжает развиваться дальше; а посколько у человека "не болит", он верит в обещанное психотерапевтом "самоисцеление" и перестает лечиться другими, действительно эффективными способами...
Отсюда и волна последовавших за сеансами обострений заболеваний, "побочных эффектов" и прочего. Кроме того, начали проявляться и результаты вторжения психотерапии в нормальное человеческое мышление - многие люди получили вместо желаемого исцеления разные формы психозов и истерии; это можно было наблюдать не только в залах во время сеансов, но и у телевизоров, когда одни только звуки соответствующей музыки или показ лица "кумира" крупным планом вызывали у людей гипнотический транс, когда они переставали реально воспринимать окружающее и контролировать свои действия; в некоторых случаях для этого достаточно было просто показать жертве "целителя" его фотографию...