По ком звонит колокольчик
Добавлено: 19 мар 2018 20:18
В последнее время заинтересовала тема смерти.Хочется поделиться,в ней этапы и моменты описываются смерти,страшно.
Двести лет назад люди просили в завещании перед своими похоронами... отрезать им голову. Порой страх быть погребенным заживо принимал характер массовой истерии.
Она стала причиной появления так называемых покойницких выжидания, домов мертвых. Когда люди сомневались, что их близкий человек действительно мертв, они оставляли его тело в такой покойницкой и ждали, пока труп не начнет разлагаться. Процесс разложения был единственным надежным методом определить, что человек мертв. К пальцу такого «сомнительного» покойника привязывали веревку, конец которой уходил в другую комнату, где висел колокольчик и сидел человек. Иногда колокольчик звонил. Но это была ложная тревога, вызванная смещением костей в разлагающемся теле. За все годы существования покойницких выжидания не ожил ни один человек
Считается, что, лишившись притока кислорода с кровью, нейроны умирают в течение считанных минут. В такие сверхкритические моменты мозг может сохранять активность только в тех областях, которые абсолютно важны для выживания.
Жив или мертв: как определить?
Но были и более быстрые способы удостовериться, мертв ли человек. Некоторые из них, как ни странно, актуальны и поныне. Иной раз ими пользуются многие врачи. Хитрыми эти способы не назовешь: беспокоить кашлевые центры в легких; провести тест на «симптом кукольных глаз», который заключается в том, что человеку вводят в ухо холодную воду: если человек жив – его глазные яблоки будут рефлексивно реагировать; ну, и совсем уж допотопные – воткнуть булавку под ноготь (или просто надавить на него), поместить насекомое в ухо, громко закричать, бритвенным лезвием порезать стопу ноги...
Что угодно, лишь бы добиться хоть какой-то реакции. Если ее нет, то даже бьющееся сердце говорит о том, что человек мертв. С юридической точки зрения он представляет собой так называемый труп с бьющимся сердцем (сердце в этом случае может биться само, либо поддерживаться аппаратом). «Живые трупы» часто служат донорами органов для по-настоящему живых.
Клетки нашего тела умирают всю жизнь. Они начинают умирать еще тогда, когда мы находимся в утробе матери. Клетки запрограммированы на смерть еще в момент рождения. Смерть позволяет новым клеткам рождаться и жить.
Ни жив, ни мертв
Но мертвыми считаются и те люди, у которых мозг еще жив, но сами они при этом находятся в устойчивом состоянии комы. Вопрос этот неоднозначен, и законодательные споры не утихают в отношении него по сей день. С одной стороны, близкие имеют право решать, отключать ли такого человека от аппаратов, поддерживающих жизнедеятельность организма, а с другой – люди, находящиеся в долгой коме, редко, но все же открывают глаза...
Именно поэтому новое определение смерти включает в себя не только смерть мозга, но и его поведение, даже если мозг еще жив. Ведь личность есть не что иное, как некий «набор» чувств, воспоминаний, переживаний, свойственных только этому конкретному человеку. И когда он теряет этот «набор», и нет никакой возможности его вернуть, человек считается мертвым. Неважно, бьется ли его сердце, работают ли органы – важно, осталось ли у него хоть что-то в голове.
Умирать не страшно
Oдно из самых больших и общепризнанных исследований посмертных переживаний тоже было проведено еще в 1960-х годах прошлого века. Руководил им американский психолог Карлис Осис (Karlis Osis). Исследование было основано на наблюдениях лечащих врачей и медсестер, ухаживавших за умирающими. Выводы его основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.
Авторы исследования констатировали, что большинство умирающих страха не испытывали. Чаще наблюдалось ощущение дискомфорта, боли или безразличия. Приблизительно у одного из 20 человек отмечались признаки душевного подъема.
Некоторые исследования показывают, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые. Опрос большой группы людей преклонного возраста показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% из них ответили «да». Отмечается, что старики думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием.
Что мы увидим перед смертью?
Особое внимание Осис и его коллеги уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При этом подчеркивалось, что это «особые» галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся в сознании и ясно понимающие происходящее. При этом работа мозга не искажалась ни седативными препаратами, ни высокой температурой тела. Впрочем, непосредственно перед самой смертью большая часть людей уже теряла сознание, хотя за час до кончины около 10% умирающих все еще ясно осознавало окружающий мир.
Главные выводы исследователей заключались в том, что видения умирающих нередко соответствовали традиционным религиозным концепциям – люди видели рай, небеса, ангелов. Другие видения были лишены такого подтекста, но также были связаны с красивыми образами: прекрасными пейзажами, редкими яркими птицами и т. д. Но чаще всего в своих посмертных видениях люди видели своих ранее умерших родственников, которые нередко предлагали помочь переходу умирающего в мир иной.
Интереснее всего другое: исследование показало, что характер всех этих видений относительно слабо зависит от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. К подобным же выводам пришли и авторы других работ, наблюдавшие людей, которые пережили клиническую смерть. Они также отмечали, что описания видений вернувшихся к жизни людей не связаны с культурными особенностями и часто не согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о смерти.
Впрочем, подобному обстоятельству, вероятно, легко бы дали объяснение последователи швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Именно этот исследователь всегда уделял особое внимание «коллективному бессознательному» человечества.
Суть его учения очень грубо можно свести к тому, что все мы на глубинном уровне являемся хранителями общечеловеческого опыта, который у всех одинаков, который невозможно ни поменять, ни осознать. Он может «прорываться» в наше «Я» лишь через сновидения, невротические симптомы и галлюцинации. Поэтому, возможно, глубоко в нашей психике действительно «запрятан» филогенетический опыт переживания конца, и эти переживания у всех одинаковы.
Интересно, что учебники психологии (например, знаменитая работа Артура Реана «Психология человека от рождения до смерти») часто ссылаются на тот факт, что события, переживаемые умирающими, поразительно совпадают с тем, что описано в древних эзотерических источниках.
При этом подчеркивается, что сами источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших посмертный опыт.
Можно осторожно предположить, что это фактически доказывает выводы Юнга.
Этапы умирания
Самая известная периодизация стадий этого печального процесса была описана американским психологом Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kübler-Ross) еще в 1969 году. Тем не менее, она является самой используемой и поныне. Вот она.
1. Отрицание. Человек отказывается принять факт скорой смерти. Узнав о страшном диагнозе, он уверяет себя в ошибке врачей.
2. Гнев. Человек чувствует обиду, зависть и ненависть по отношению к окружающим, задавая себе вопрос: «Почему именно я?»
3. Торг. Человек ищет способы продлить себе жизнь и обещает все что угодно в обмен на нее (врачам – бросить пить и курить, богу – стать праведником и т. д.).
4. Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, чувствует полную безнадежность, горюет о разлуке с родными и близкими.
5. Принятие. Это последняя стадия, на которой человек смиряется со своей участью. Несмотря на то, что умирающий не становится веселым, в его душе воцаряются мир и спокойное ожидание конца.
Двести лет назад люди просили в завещании перед своими похоронами... отрезать им голову. Порой страх быть погребенным заживо принимал характер массовой истерии.
Она стала причиной появления так называемых покойницких выжидания, домов мертвых. Когда люди сомневались, что их близкий человек действительно мертв, они оставляли его тело в такой покойницкой и ждали, пока труп не начнет разлагаться. Процесс разложения был единственным надежным методом определить, что человек мертв. К пальцу такого «сомнительного» покойника привязывали веревку, конец которой уходил в другую комнату, где висел колокольчик и сидел человек. Иногда колокольчик звонил. Но это была ложная тревога, вызванная смещением костей в разлагающемся теле. За все годы существования покойницких выжидания не ожил ни один человек
Считается, что, лишившись притока кислорода с кровью, нейроны умирают в течение считанных минут. В такие сверхкритические моменты мозг может сохранять активность только в тех областях, которые абсолютно важны для выживания.
Жив или мертв: как определить?
Но были и более быстрые способы удостовериться, мертв ли человек. Некоторые из них, как ни странно, актуальны и поныне. Иной раз ими пользуются многие врачи. Хитрыми эти способы не назовешь: беспокоить кашлевые центры в легких; провести тест на «симптом кукольных глаз», который заключается в том, что человеку вводят в ухо холодную воду: если человек жив – его глазные яблоки будут рефлексивно реагировать; ну, и совсем уж допотопные – воткнуть булавку под ноготь (или просто надавить на него), поместить насекомое в ухо, громко закричать, бритвенным лезвием порезать стопу ноги...
Что угодно, лишь бы добиться хоть какой-то реакции. Если ее нет, то даже бьющееся сердце говорит о том, что человек мертв. С юридической точки зрения он представляет собой так называемый труп с бьющимся сердцем (сердце в этом случае может биться само, либо поддерживаться аппаратом). «Живые трупы» часто служат донорами органов для по-настоящему живых.
Клетки нашего тела умирают всю жизнь. Они начинают умирать еще тогда, когда мы находимся в утробе матери. Клетки запрограммированы на смерть еще в момент рождения. Смерть позволяет новым клеткам рождаться и жить.
Ни жив, ни мертв
Но мертвыми считаются и те люди, у которых мозг еще жив, но сами они при этом находятся в устойчивом состоянии комы. Вопрос этот неоднозначен, и законодательные споры не утихают в отношении него по сей день. С одной стороны, близкие имеют право решать, отключать ли такого человека от аппаратов, поддерживающих жизнедеятельность организма, а с другой – люди, находящиеся в долгой коме, редко, но все же открывают глаза...
Именно поэтому новое определение смерти включает в себя не только смерть мозга, но и его поведение, даже если мозг еще жив. Ведь личность есть не что иное, как некий «набор» чувств, воспоминаний, переживаний, свойственных только этому конкретному человеку. И когда он теряет этот «набор», и нет никакой возможности его вернуть, человек считается мертвым. Неважно, бьется ли его сердце, работают ли органы – важно, осталось ли у него хоть что-то в голове.
Умирать не страшно
Oдно из самых больших и общепризнанных исследований посмертных переживаний тоже было проведено еще в 1960-х годах прошлого века. Руководил им американский психолог Карлис Осис (Karlis Osis). Исследование было основано на наблюдениях лечащих врачей и медсестер, ухаживавших за умирающими. Выводы его основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.
Авторы исследования констатировали, что большинство умирающих страха не испытывали. Чаще наблюдалось ощущение дискомфорта, боли или безразличия. Приблизительно у одного из 20 человек отмечались признаки душевного подъема.
Некоторые исследования показывают, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые. Опрос большой группы людей преклонного возраста показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% из них ответили «да». Отмечается, что старики думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием.
Что мы увидим перед смертью?
Особое внимание Осис и его коллеги уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При этом подчеркивалось, что это «особые» галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся в сознании и ясно понимающие происходящее. При этом работа мозга не искажалась ни седативными препаратами, ни высокой температурой тела. Впрочем, непосредственно перед самой смертью большая часть людей уже теряла сознание, хотя за час до кончины около 10% умирающих все еще ясно осознавало окружающий мир.
Главные выводы исследователей заключались в том, что видения умирающих нередко соответствовали традиционным религиозным концепциям – люди видели рай, небеса, ангелов. Другие видения были лишены такого подтекста, но также были связаны с красивыми образами: прекрасными пейзажами, редкими яркими птицами и т. д. Но чаще всего в своих посмертных видениях люди видели своих ранее умерших родственников, которые нередко предлагали помочь переходу умирающего в мир иной.
Интереснее всего другое: исследование показало, что характер всех этих видений относительно слабо зависит от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. К подобным же выводам пришли и авторы других работ, наблюдавшие людей, которые пережили клиническую смерть. Они также отмечали, что описания видений вернувшихся к жизни людей не связаны с культурными особенностями и часто не согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о смерти.
Впрочем, подобному обстоятельству, вероятно, легко бы дали объяснение последователи швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Именно этот исследователь всегда уделял особое внимание «коллективному бессознательному» человечества.
Суть его учения очень грубо можно свести к тому, что все мы на глубинном уровне являемся хранителями общечеловеческого опыта, который у всех одинаков, который невозможно ни поменять, ни осознать. Он может «прорываться» в наше «Я» лишь через сновидения, невротические симптомы и галлюцинации. Поэтому, возможно, глубоко в нашей психике действительно «запрятан» филогенетический опыт переживания конца, и эти переживания у всех одинаковы.
Интересно, что учебники психологии (например, знаменитая работа Артура Реана «Психология человека от рождения до смерти») часто ссылаются на тот факт, что события, переживаемые умирающими, поразительно совпадают с тем, что описано в древних эзотерических источниках.
При этом подчеркивается, что сами источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших посмертный опыт.
Можно осторожно предположить, что это фактически доказывает выводы Юнга.
Этапы умирания
Самая известная периодизация стадий этого печального процесса была описана американским психологом Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kübler-Ross) еще в 1969 году. Тем не менее, она является самой используемой и поныне. Вот она.
1. Отрицание. Человек отказывается принять факт скорой смерти. Узнав о страшном диагнозе, он уверяет себя в ошибке врачей.
2. Гнев. Человек чувствует обиду, зависть и ненависть по отношению к окружающим, задавая себе вопрос: «Почему именно я?»
3. Торг. Человек ищет способы продлить себе жизнь и обещает все что угодно в обмен на нее (врачам – бросить пить и курить, богу – стать праведником и т. д.).
4. Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, чувствует полную безнадежность, горюет о разлуке с родными и близкими.
5. Принятие. Это последняя стадия, на которой человек смиряется со своей участью. Несмотря на то, что умирающий не становится веселым, в его душе воцаряются мир и спокойное ожидание конца.