Святость ребенка

Темы о Библии и так или иначе связанные с Храмами
Аватара пользователя
Веста
Чародей
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 мар 2017 10:34
Карма: + 42 -
Контактная информация:

Святость ребенка

Непрочитанное сообщение Веста » 12 мар 2018 15:05

Отрывок из книги
Таинство детства. Беседы с архимандритом Виктором (Мамонтовым)
(Мамонтов) Архимандрит Виктор



И.Г. Можно ли говорить о детской святости?

О.В. Святость — это непричастность ко злу. Причастен ли ко злу маленький ребенок? В чине отпевания младенцев нет никаких разрешительных молитв. В таком возрасте, когда ребенок сознательно не творит греха, он находится в особом положении. Если он даже делает что–то нехорошее, то чаще по неразумию, а вовсе не по злому побуждению. Однако святые отцы говорили, что ревность есть и у грудного младенца. Но насколько это действительно ревность — трудно сказать.

И.Г. Значит ли, что к взрослым людям, не имеющим сознания, надо относиться, как к святым?

О.В. Святой — не только тот, которого канонизируют. Мы все святые — по призванию, не по исполнению. А они — по исполнению, потому что не творят зла.

Жан Ванье говорит, что умственно больные люди в его общине понимают только язык любви. А кто может понять язык любви? Человек, который пребывает во зле, языка любви не может терпеть. Любовь его раздражает, он начинает кощунствовать, даже дети такие бывают. Я уже рассказывал о мальчике, над которым его одноклассники издевались в школе. Его душевный мир и любовь раздражали их.

У нас в приходе есть девочка с тяжелым синдромом Дауна, которую редко приводят в храм. Сначала, когда она входит, то очень боится, кричит бабушке, указывая на меня:

— Я его боюсь!

а потом, после некоторого времени:

- Я его не боюсь!

Может быть, все начинают молиться, и она это хорошо чувствует. Всё отступает, и она улыбается. Милый такой ребенок, ласковый. Видно, что ей хорошо в храме. Она подходит к Чаше, причащается. Иногда я встречаю ее на кладбище, когда совершаю поминовение усопших. Там происходит то же самое — сначала пугается, потом улыбается.

И.Г. А как Вы понимаете слова Евангелия: «Будьте, как дети[48]»?

О.В. Будьте незлобными.
Найти себя невозможно, себя можно только создать.

Аватара пользователя
Веста
Чародей
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 мар 2017 10:34
Карма: + 42 -
Контактная информация:

Re: Святость ребенка

Непрочитанное сообщение Веста » 12 мар 2018 15:07

Как рассказать о Боге тяжело больному ребенку?

И.Г. До сих пор мы беседовали о нормальных, здоровых детях. А есть и другие…

Как рассказать детям, имеющим тяжелые, изматывающие, длящиеся годами, болезни, о том, что Бог их любит? Для меня это серьезная проблема. Если я окажусь один на один с таким ребенком и его заданным или не заданным, а лишь прочтенным в глазах вопросом, что ответить ему?

О.В. Если у ребенка, например, нет ножки, то ему можно сказать: «А у другого мальчика нет зрения, он не видит ни солнце, ни травку. Ты же видишь, какие красивые цветы перед тобой стоят, ты видишь меня. А есть мальчики и девочки, которые этого не видят. А есть дети, которые не слышат. Я с тобой разговариваю, а они не слышат моего голоса, и сами разговаривать не умеют». Это — тот прием, которым пользовались святые отцы, которые говорили: «Если ты страдаешь, то подумай о тех, которые несут еще большие страдания». Кому–то еще труднее, чем тебе. Такой поворот можно сделать в разговоре. Это как–то смягчит его страдания и заставит его отойти от мыслей о себе.

Но лучше объяснять ребенку не словом, а своим поступком. Прийти и делать ему то, что доставит радость и обрадует его. Наш знакомый Илья приходил к больным людям со скрипкой и играл им. Люди понимали, что он пришел к ним с любовью. А Бог есть любовь.

Не всегда надо все объяснять. Надо постараться уйти от сложного богословского разговора, в котором можно утонуть, и ум ребенка не сможет воспринять сложные вещи. Не обязательно обозначить это слово — «Бог». Христос слово «Бог» почти не употребляет, Он говорит: Отец. Это явление Бога. Можно просто сказать: «Тебя любят! Тебя любит мама, друзья (если они есть)». Надо постараться направить внимание его и ума и сердца на то, что «тебя любят».

М.Г. А если ребенок спросит: «Почему Бог меня не любит?»

О.В. Если спросит — можно сказать: «Как же Он тебя не любит? Я пришел к тебе — значит, Он тебя любит. Когда нам что–то дарят, это означает, что нас любят. Если я пришел к тебе поиграть на скрипке — это подарок, ведь тебе это нравится». Можно еще с чем–то прийти, это уже — по ситуации, что сможет воспринять этот больной ребенок. Одному скрипка нужна, с другим нужно просто посидеть рядом и подержать за ручку, держать и не отпускать. Ему будет хорошо, что с ним общаются.

У Жана Ванье в общине одна молодая английская девушка пыталась быстро кормить лежачего мальчика–дауна, а ему не нравилось, он выражал неудовольствие. Она спешила кормить, потому что были еще такие же лежачие. И потом, уже за чашкой кофе с коллегами, она говорит: «Больной, а ведет себя, как садист, издевается надо мной!» А коллега ей говорит: «Ты подумай, почему он себя так ведет? Он не хочет тебя отпускать. У него нет возможности поиграть, погулять. Он хочет общаться с тобой. А пища — для него единственное удовольствие. Он хочет задержать ее, медленно пережевывать, глотать, чтобы как–то насладиться». И девушка поняла. От нее что требовалось? Только одна вещь — не спешить. И это «не спешить» было бы общением с ним, ее подарком.

Больные дети оказываются очень хорошими учителями. Брат Джозеф, который приезжал к нам из Брюсселя, когда у него была жуткая депрессия, уехал именно в «Ковчег» Жана Ванье, чтобы исцелиться. Эти больные дети его исцелили, он вышел из депрессии.

Брат Джозеф рассказывал, что он понял, что с ними можно говорить только на языке любви. Другого языка они не понимают — ни командования, ни морализирования — только язык любви.
Найти себя невозможно, себя можно только создать.

Аватара пользователя
Веста
Чародей
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 мар 2017 10:34
Карма: + 42 -
Контактная информация:

Re: Святость ребенка

Непрочитанное сообщение Веста » 12 мар 2018 15:07

Ребенок перед иконой

М.Г. Икона занимает очень важное место в жизни Православной Церкви, особенно, в ее богослужении. Оно сложилось не сразу — много веков потребовалось, чтобы Церковь смогла определить значение иконы. Но нельзя сказать, что у всех верующих в настоящее время правильное, православное отношение к иконе: есть немало людей, для которых икона, особенно, чудотворная — самое главное в их вере, в Церкви.

Как тогда научить ребенка правильному отношению к иконе?

О.В. Знаменитый иконописец архимандрит Зинон говорит, как общаться с иконой: нужно просто ждать, когда она с тобой заговорит.

Ребенка, если у него еще нет такого опыта, можно подвести к иконе и попросить помолчать, затихнуть перед ней. А потом спросить: «Что ты почувствовал? Ты понял, зачем мы стоим перед иконой, что она значит?» Он может сказать, если это икона Христа, что мы сейчас стоим перед Христом. — А зачем? Чтобы пообщаться с Тем, Кто изображен на иконе. Если это икона святого, то через него мы общаемся с Богом.

Можно сказать так: «Ты любишь своего папу, маму, ты хочешь с ними общаться. Если они уедут, тебе будет трудно. То же самое относится к Богу. Он — наш Отец». У ребенка должна развиваться потребность общаться с Ним. Если, конечно, родители смогли передать ребенку, что Бог — не тот, который наказывает, а Тот, Который любит. Я думаю, что с любящим Богом и со святыми, которые любили Бога, ребенку будет радостно общаться.

Но это надо делать очень тонко, не грубо, не так, как некоторые родители, которые берут ребенка за шиворот и прикладывают к иконе. При этом никакого благоговения не воспитывается. Лучше не совершать таких действий, а просто благоговейно постоять.

Ребенок общается на том уровне, на котором он может. Общение мамы с иконой может сильно отличаться от общения ребенка. Важно, чтобы ребенок почувствовал какую–то тайну. Он не сможет еще всего объяснить и понять, но надо, чтобы его чувство от восприятия иконы восходило не к маме, стоящей рядом, и не к батюшке, который в алтаре, а к Богу. Нужно, чтобы ребенок задался вопросом — зачем эта икона здесь находится? Конечно, он еще не поймет, что на иконе изображен преображенный мир, одухотворенная плоть. Но икона должна стать для него неким знаком Присутствия чего–то неземного, того, что нельзя увидеть в этом мире.

То, что он почувствует, словами объяснить нельзя. Это то, что выше разума, и то, что логически, сознательно не возникает. Здесь нужно, чтобы действовал Дух. Что Он подскажет и как Он повернет сердце ребенка? Если ему будет хорошо перед иконой — этого уже достаточно. Требовать от него объяснения будет насилием и неправдой. Состояние ребенка можно будет заметить по тому, поспешит ли он уйти от иконы или задержится — но не потому, что мама так сказала.

Поэтому пока надо только научить его предстоять перед иконой — в меру тех духовных сил, которые ему Господь даст. Что отзовется в его душе — это тайна, это непредсказуемо. Христос не называет Своего Отца Богом — Он лишь ставит нас в присутствие тайны.

Служение детей в храме

Молитвенное общение в Церкви — это и служение друг другу.

Важно, чтобы у детей была любовь к храму, и чтобы они не чувствовали себя в нем потребителями, пришедшими на все готовое. В их жизни должен наступить такой период, когда они впервые в храме вытрут пыль с подоконника, расставят цветы, почистят подсвечники. Дети выполняют все охотно и радостно, если им это доверить. Дело небольшое, но оно способствует их развитию и укореняет в чувстве: храм — это дом Божий, в котором и мне есть место, и где я посильно служу.

И.Г. Иногда в храмах встречается интересная практика: детям в качестве поощрения разрешают стоять с тарелкой и раздавать антидор[20]. После причастия люди берут из их рук частицы освященного хлеба. Это могут делать даже самые маленькие. Дети постарше могут также участвовать в этом служении: они стоят у специального столика и разливают теплоту — подогретую воду для запивки. Такое служение они воспринимают как награду. По их лицам видно, что это счастье для них.

О.В. Да, это им может больше понравиться, потому что внешне красиво, а вытереть пыль не захотят.

М.Г. А что делать, если служение питает тщеславие ребенка? Однажды я видела, как в одном храме ребенок стал громко рыдать, когда ему не дали служение у подсвечника, а попросили другого мальчика. Или, бывает, мальчик поет в хоре и, поэтому считает себя очень важным — когда идет по храму, то сбивает всех с ног.

О.В. В таком случае можно сказать: «то, что ты сделал, умеют и другие дети. Все способны дышать, видеть, слышать. Ты же не гордишься тем, что ты это можешь. В нецерковной среде, в мире, в котором мы все живем, люди считают, что есть плохие и хорошие, а у Бога нет плохих, у Него все первые, и Он любит каждого и хочет, чтобы все могли послужить Ему. А если кто–то начинает делать то же, что ты уже умеешь делать, то ты, видя это, радуйся. Когда у него что–то не получается, не следует говорить: «не умеешь, а берешься»: лучше помоги без упреков. Это будет по–христиански».

У ребенка не должно сложиться ощущения своей исключительности. В монастырях есть такая практика — там меняют служения. Сегодня ты на клиросе пел ангельским голосом, а завтра идешь чистить туалет.
Найти себя невозможно, себя можно только создать.

Аватара пользователя
Веста
Чародей
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 мар 2017 10:34
Карма: + 42 -
Контактная информация:

Re: Святость ребенка

Непрочитанное сообщение Веста » 12 мар 2018 15:12

Бог и исполнение желаний

М.Г. Иногда у ребенка возникает такое представление, что у Бога есть все. Надо только уметь попросить — Он даст. Все, что пожелаешь. Только попроси хорошо, «как следует!». Некий синдром пушкинской старухи из «Сказки о золотой рыбке».

Но если бы Он был полон всем, то Ему бы от нас ничего не было нужно. А Он всегда чего–то ждет от нас: «Сын мой! Отдай сердце твое мне![49]» Это очень непросто понять нам самим, но как показать ребенку Бога, нуждающегося в человеческой любви — решительно не знаю…

О.В. Ребенок должен представить себе Бога, Христа, как Друга. Когда могут дружить люди? Когда между ними есть общение. Дружить — это общаться. Если друг с тобой разговаривает — ты отвечаешь.

Действительно, Бог — нуждающийся. Бога нуждающегося обычно не показывают. А Он, действительно, ждет нашей любви. Он нас всегда любит, а мы так не можем: мы можем Его полюбить, а можем отвергнуть и даже убить, распять. Бог умаляется: Он не может насильно заставить Себя любить. Он может только ждать. А если просит, то очень мягко, давая человеку свободу. Просит и ждет.

И.Г. Как нищий.

О.В. Да, но не все такой образ поймут. А в действительности это так. Я думаю, в этом тайна умаления. Он просит и ждет. Ответит ли человек на Его ожидание?
Найти себя невозможно, себя можно только создать.

Аватара пользователя
Веста
Чародей
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 мар 2017 10:34
Карма: + 42 -
Контактная информация:

Re: Святость ребенка

Непрочитанное сообщение Веста » 12 мар 2018 15:17

Кто такие ангелы?(детям)

И.Г. Во многих христианских книгах можно прочитать: «Ангел тебе подсказал!», «Ангел тебя спас!» Детям это нравится, они с удовольствием принимают его как еще одного близкого друга. Что–то вроде Карлсона, который живет на крыше. Он есть, но его никто не видит. В нужный момент он тебя спасет от неприятностей.

Что же надо говорить детям про ангелов?

О.В. Можно исходить из простого слова: «помощник».

– Ты можешь один все сделать сам? Кто тебе помогает жить? Мама, папа — ты их видишь. Но есть и невидимые помощники.

У детей воскресной школы, которые к нам приезжают, есть такая игра, «Тайный друг». Каждый участник лагеря вытягивает жребий, на котором написано имя его тайного друга. Задача — каждый день знаки внимания дарить этому другу, но — так, чтобы он не догадался, от кого пришел подарок.

Так и ангелы, они — наши невидимые помощники, друзья. Например, ты потерял какую–то вещь и не можешь найти. И вдруг кто–то тебе как будто подсказал:

– Пойди в ту комнату и найдешь.

Приходишь и находишь. Кто тебе сказал? Ты не мог сказать себе сам, ведь ты даже не знал, где лежит эта вещь! Ангелов, как и тебя, создал Бог. Бог через них помогает нам жить. Людей ты видишь, а их нет. Это невидимые существа.

– Но как о них узнал человек, не видя их?

– Значит, кому–то они явились.

М.Г. Ангел–хранитель — это кто?

О.В. Это твой личный ангел. Есть ангелы для всех, а это твой. Как мама у тебя единственная, так и ангел. Господь тебе дает ангела–хранителя. От чего он должен тебя хранить? Чтобы ты никакого зла не сделал. Потому что зло — это не жизнь, это смерть. А ты хочешь жить, и Бог хочет, чтобы ты жил. Поэтому выбирай всегда добро, и будешь жить».

М.Г. Значит, ангел нужен чтобы не тебе зла не сделали, а чтобы ты не делал зло! Но ведь часто его воспринимают как оберег, чтобы он помог защититься от зла…
Найти себя невозможно, себя можно только создать.

Ответить

Вернуться в «Библия и Храмовое (Церковное) искусство,правила»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей